Загубленный шедевр: об архитектуре главного фасада Березвецкой церкви.

Березвецкой церкви

Архитектура главного фасада Березвецкой церкви заслуживает отдельного рассмотрения. Как отмечал один из польских исследователей, этот фасад «пульсирующим нервная ритмом выпукло-вогнутых акцентов преобладает по художественной выразительности традиционные плоские и шаблонные схемы, которых много было в Центральной Европе вплоть до конца XVIII в.». Действительно, равных с ним по красоте храмовых фасадов найти трудно.

Пластическая насыщенность и богатая светотеневая моделировка фасадов памятников виленского барокко основывалась, как мы считаем, в большой степени на канонической для униатских храмов ориентации главного фасада на юг. Главный южный фасад Березвецкой церкви был решен как волнистая, струистая, многоплановая театральная кулисами, что покрывало от зрителя общую тектонику храма. Конструктивно структура фасада соответствовало плоскому нартекс, по ширине равному Четвериков башен, симметрично расположенных по бокам. Чрезвычайная живописность фасада, тонкая игра света и тени на его поверхности достигалось довольно простыми, математически рассчитанными средствами. Декоративные вертикальные элементы — колонны и объемные пилястры — вместе с соответствующими горизонтальными частями ордера — пьедестал и антаблемент — были развернуты асями под углом 45 градусов к реальной конструкционной плоскости фасада, что и придавало ему иллюзорную пространственную выпукло-ввогнутую строение. Благодаря этому приему, при солнечном освещении создавалась тонкая нюансировка собственных и падающих теней, что скользили по вогнутой поверхности, контрастно разделяли каждый вертикальный элемент на две части, делая его более изысканным.

Группировка вертикальных элементов подчинилась строгой зеркальной симметрии. Центральную часть, подчеркнутую порталом входа и рядом проемов, венчал франтон- «диадема» с четырьмя валютами, расположенными в разных плоскостях. Трехъярусные башни, обогащали силуэт здания и господствовали над округой, имели телескопическую структуру. Ярусы сокращались вверх по размерам, что оптически придавало башням особую стройность и возвышенность.

Как волны озера, бежали по фасаду горизонтальные тяги карнизов, нарастающий ритм которых играл не последнюю роль в художественном образе памятника и уделял ему отличительный пропорциональный строй, не похож, например, на прапарцыяпальны образ полоцкого Софийского собора. Первый пояс антаблемент, что разделяет фасад на статическое основание и динамичное завершение в полоцким храме, проходит на уровне карниза боковых нефов, а в Березвецкой — на уровне центрального, что принципиально меняет его структуру и общее художественное впечатление. Понятно, что нельзя говорить о «идеальном сходстве» этих сооружений. Однако нельзя и безоговорочно отвергать мысль, что их общим творцом был виленский архитектор И.X.Главбиц (1700-1767), отменным мастера позднего барокко, хотя пока что не обнаружены какие-либо документальные материалы, подтверждающие его участие в строительстве Березвецкой церкви.

Be the first to comment

Leave a comment

Your email address will not be published.


*