Свидетели с XVII века: о православных соборах в виде греческого креста.

соборах в виде греческого креста

В том, что четырехугольные православные соборы с планом в виде греческого креста не были случайными, а воплощали определенный социальный заказ и идеологическую концепцию, убеждает дальнейшее развитие их форм в зодчестве следующей эпохи, отделенной от предыдущей войнами середины XVII в. Наиболее ярким примером этого является Троицкий собор Маркова монастыря, возведенный на фундаменте старой церкви, заложенной в 1633 г. Л.С.Агинским с женой и уничтоженной пожаром во второй половине XVII в. Их сын Симеон Карл Огинский, мечник Великого Княжества Литовского, подкоморий витебский, был уже католиком, но в 1687 г. подтвердил родительский вклад на строительство храма. Об этом сообщали два надписи над входом с двух сторон, сделанные латиницей и кириллицей: «Дом этот построен в честь святой Троицы. Рока 1690, моя 8 ». Освятили собор в 1691 г.

В отличие от храмов первой половины века в новой постройке все срубы и сяродкрыжжа завершались довольно высокими шатрами с головками. В белорусском зодчестве традиционной являлась форма более пологого шатра- «колпака», с высотой, равной половине диагонали основания. Покрытие в виде высокого шатра заимствовано из московского зодчества во время войны 1654-1667 гг. Однако в отличие от российских деревянных церквей, где высокие шатры имели бревенчатой конструкцию, а их пространство обычно не включалось в общий интерьер храма, в Троицком соборе внутри шатров стропильной конструкции были сделаны восьмигранные сомкнуты своды на парусах. Над сяродкрыжжа находился световой барабан с куполом, скрытым внутри луковицеподобные головки.

Внутри стены и своды церкви полностью покрывал роспись, сделанный по сравнению с выше рассмотренными Кутеинской и тупичэвскими НЕ клеевой, а масляными красками по холсту, прикрепленным на гладко обтесанные брусья. Весь живописно-декоративный цикл насчитывал 158 композиций на библейские, евангельские и апокрифические сюжеты и 10 образов святых по сторонам клиросов. Каждый сюжет акантоввався прямоугольной рисованной рамой с растительным орнаментом и имел надпись на старославянском языке.

П.Красавицки в 1911 г. отметил, «что лет 15 назад стенописи рассматривался известным художником И.Е.Репина. Он определил этот стенописи как работу талантливого самоучки, который уделил много жизни и движения фигурам ». Росписи — дело рук местных мастеров Павла Игнатовича и крепостного Ивана, имена которых известны из архивных и научно-литературных источников. В стиле росписей ощущался значительное влияние барокко, особенно в динамике и сложности многофигурных композиций, пространственной строения архитектурных кулис. Интерьер украшал древний пятиярусной резной иконостас, окрашенный под золото, а местами позолоченными.

Снаружи стены собора были вертикально обшитый досками с нашчыльниками и наполовину обходной галереей с резными столбиками и горизонтальном дощатом парапетом, которая препоясываешь все здание. Входные двери, вроде царских врат, украшались резьбой, полихромная живописью с изображением святой Троицы и евангелистов. Богатый декор дверей Троицкого собора с вензелем инвестора С.К.Агинскага выделялся по сравнению с дверьми других храмов, где использовалось сочетание геометрической наличники и ретуширования железом с гвоздями-розетками.

Сам Марков монастырь располагался за 2 версты от Витебска вниз по течению Двины на трех холмах. Сложность рельефа уделяла особое красочность ансамблю, изображенное на рисунке Д.Струкава 1864 г. Кроме древнего пятилетнего Троицкого сбора в комплекс монастыря входили две каменные аднаглавыя церкви: Покровская и Митрафанавская, трехъярусная колокольня-ворота с южной стороны, невысокие деревянные монастырские и хозяйственные корпуса .

Be the first to comment

Leave a comment

Your email address will not be published.


*