Режиссёр Алла Сурикова

Режиссёр Алла Сурикова

Один из кинокритиков, говоря на страницах «СК» о фильме «Две стрелы», заметил: От Аллы Суриковой никогда не знаешь, чего ждать», мне же кажется, что именно от Аллы Суриковой точно знаешь, чего ждать. Когда идешь на ее фильмы, можешь быть уверен: скучать не придется. Она всегда была и остается верна принципу: «Искусство не должно быть скучным». Ее ленты — «Ищите женщину!» «Суета сует», «Будьте моим мужем», «Человек с бульвара Капуцинов — не знали недостатка в зрителях.

— Алла Ильинична, слово «зрелищность» так частр мелькает сейчас в речах кинематографистов, журналистов, критиков. Из каких же «компонентов складывается понятие «зрелищный фильм», по каким законам этот фильм создается?

— По каким законам… «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведал стыда…» MofV сказать, что является главным для меня «компонентом зрелищности» — зритель, н думаю о нем, когда выбираю сценарий, приглашаю актеров, монтирую.

— Нет ли опасности скатиться к ширпотребу?

— Но ширпотреб, как я понимаю, — это кино широкого потребления. Что в нем плохого? Во всем мире картин гениальных — 6-7 в год. Зато уровень остальных должен быть высокопрофессиональным. Я говорю о тех 200 лентах, что выпускаются у нас ежегодно. Хорошо бы не только зрителя «воспитывать», но и думать, «чего душа просит», не распинать ногами «Воров в законе», но понять…

— Я слышала, что «Воров в законе» в компании с «Человеком с бульвара Капуцинов» и «Белым солнцем пустыни» купила известная английская фирма.

— Да, они чувствуют успех, умеют его предвидеть. Кстати, это один из «компонентов» зрелищности. И, конечно, жанр, трюки, сюжет, сценарии…

— Актер — «звезда». Ведь имя — это то, что часто определяет выбор зрителем того или иного фильма. И именно на него многие режиссеры делают ставку.

— Это естественно. Есть актеры, на которых идут, и во всем мире продюсеры оговаривают в первую

очередь, кто будет сниматься в главной роли. МГерил Стрип или никому не известная дебютантка — есть разница.

— Перефразируя знаменитую фразу Раневской, можно сказать: «Имя — это страшная сила». Такая, что об этике частенько забывают. Правомочно ли в таком случае говорить о зрелищном кинематографе как об актерском, а не авторском?

— Картина «Будьте моим мужем», конечно, картина Андрея Миронова и Елены Прокловой. А «Забытая мелодия для флейты», несмотря на то, что там и Догилева, и Филатов — рязановская лента. И шли на Рязанова. В каждом случае — по-разному. Имя режиссера «Человека с бульвара Капуцинов мешает сейчас восприятию «Двух стрел». Ждут картину того же жанра. Артисты те же вроде -Караченцов, Яр-мол ьник. Трюки, подзаголовок завлекательный -«Детектив каменного века». Наконец, режиссер тот же. А, значит, похохочем! А кино-то грустное. Трагифарс. Философская притча. В результате — разочарование.

— Несмотря на некоторое оживление по части популярных киножанров многие сейчас бьют тревогу, кино грозит остаться без зрителей. Не думаю, что дело обстоит именно так. но факт остается фактом: интерес к кино падает. Как же привлечь зрителя в кинотеатры?

— Не чувствую себя вправе давать какие-то рекомендации, но тем не менее… Наверное, должны быть специальные службы, изучающие зрительский спрос. Что будет иметь успех через год, два, три? Когда мы запускались с «Двумя стрелами», то вымарали с Александром Володиным из сценария все реплики о мясе и вообще еде. Нам казалось, что за 2 года перестройки, которые пройдут с запуска, проблема мяса точно отпадет, и говорить об этом станет как-то неприлично. Вот — промахнулись слегка.

— Может быть, и к лучшему. Об этом столько говорят, что уже не смешно. Да и эксплуатация «острых» тем сильно смахивает на конъюнктуру.

— Конечно — конъюнктура наоборот. Слишком велик соблазн и потому, что запрещено было все на

свете, и потому, что зритель требует. Но, безусловно, темы конъюнктурные отработаются, время распорядится.

— Да, непременное присутствие в кадре обнаженной натуры, наркоманов, Сталина и Берия уже вызывает раздражение. Кстати, политизация, идеологизация — долгое время преграждали путь кинематографу чисто развлекательному. Однако снять боевик ради боевика, детектив ради детектива не кажется мне делом предосудительным.

— Мне тоже. И не нужно от боевика из жизни мафиози требовать решения экономических проблем, а клоунаду тянуть на трагикомедию. Ведь у нас на ту же комедию пытаются все навешать: социальность, философию, политику. А просто — посмеяться?

— Российский юмор в принципе политизирован.

— Он разный. И политический, и смех удара по мягкому месту.

— Блестящие драки в «Человеке с бульвара Капуцинов» доказали это еще раз. Откуда вам, женщине, известно, как дерутся?

— Я впервые поняла, что такое драка для мужчин, когда снимала драки с массовкой. Это были не специально поставленные сцены с каскадерами, а чистая импровизация. На команде «Мотор! — они еще меня слышали, а на «Стоп!»… Остановить их было невозможно. В фильме это смешно. Страшно, когда такие чувства вырываются наружу в жизни. Что же касается меня, режиссера… Для режиссера драка — ежедневное состояние. «И вечный бой…»

— Вопрос последний — традиционный. Чего в ближайшем будущем ожидать зрителю от режиссера Аллы Суриковой?

— Авантюрно-приключенческой истории, или русского вестерна, как хотите. Действие происходит в прошлом веке, во время строительства первой железной дороги в России. Сценарий написан Владимиром Куниным, автором «Интердевочки», «Хроники пикирующего бомбардировщика» и многих других лент.

Be the first to comment

Leave a comment

Your email address will not be published.


*