Гродненский дворец Тызенгаузов

гдт

Надворная подскарбий литовский Антоний Тизенгауз (1733-1785) построил для себя в Гродно прекрасный замок, который располагался на площади Городницы и выходил на нее огромным трапециевидным курданёрам. С противоположной стороны дворца простиралось парк. Придворный архитектор Тизенгауза итальянец из Вероны Джузеппе Сакко (1735-1798), приглашенный им в качестве руководящего архитектора Комиссии финансов Великого Княжества Литовского, стал проектировщиком указанного позднебарочному образу дворца. При строительстве на Городницы в 1760-1770-ых гг. с ним сотрудничали архитектор Юзеф Мезер, художники и декораторы Петр Гежыдович, Кароль Хибла, Антон Грушецкий и Луис Фолвил. После третьего раздела Речи Посполитой здесь жил губернатор. Здание сохранялся до 1915 г., после был сожжен немцами и уже не отстраивался. Дворец представлял собой одноэтажное с боковыми вытянутыми крыльями-флигелями здание. Объемы дворца связывались в сплошную трапециевидную в плане композицию. От въезда курданёр замыкался оградой со скромной воротами. Средняя двухэтажная часть главного корпуса решался полукруглым купальном эркером. В нижнем этаже он имел главный вход, а сверху высокие, взятые в рамы пилястр окна-двери, которые выходили на небольшой балкон с кованой балюстраднай ограждением. Окна арочной формы составляли основную ритмику фасада. Декор ограничивался рустованными лопатками и подоконниках нишами. Отделка здания имела некоторые элементы стиля рококо — сдвоенные рустованные лопатки, гирлянды, картуши, обрамлении прямоугольных и арочных проемов. С тыльной фасада главного корпуса выступала колоннада с верхней террасой. Скромнее выглядели боковые крылья, покрытые высокими трохскатными крышами с небольшими мансардами по центру. Правое крыло с тыльной стороны акцентировал небольшой четырехколонным портик. Найдено эффектное колористическое решение здания в живописном сочетании зеленого цвета стен, белых деталей декора и красного черепичной кровли.

Главный корпус имел Двухрядная анфиладная планировку, крылья — коридорная. В центре помещался небольшой овальный вестибюль с аднамаршавай лестницей в глубине. Анфилада разнообразных апартаментов по обе стороны вестибюля предназначалась в основном под жилье и служебные цели. Со стороны парка в средней части дворца находились два салона и столовые со скошенными углами, а дальше большая балльная или концертно-театральный зал на всю ширину здания. Второй этаж занимала лишь единственная продолжительная зал. Репрезентативного апартаменты украшал Стукову декор, расписные плафоны, узорчатый паркет, изразцовые печи и резные камины. Во дворце размещалась коллекция произведений искусства (галерея портретов и гравюр).

Как и многие крупные магнаты того времени, Тизенгауз держал при дворце придворную капеллу — около 30 человек, театр, для которого хотел построить отдельное здание, а также балет под руководством мэтров танца Франциска Леду и Людвика Пецинели. Путешественник и мемуарист Иоганн Бернулли, который посещал Гродно в 1778 году, сообщает, что из-за отсутствия специального зала музыкальные комедии проходили «в большой прекрасной зале, в которой гости собирались перед обедом, приспособленной для таких целей». Скорее всего здесь говорится о бальном зале, разделенной двумя колоннами на сценическую и зрительную части. В боковых крыльях дворца размещались гостиная, помещения администрации, службы и конторы.

Лихолетье не затронула парка, заложенного над извилистым обрывистым оврагом, где протекает река Городничанка. С 1920 г. Усадебный парк приспособлен под городской сад.

Be the first to comment

Leave a comment

Your email address will not be published.


*