Фильм «Султан Бейбарс»

p_377671

Султан Бейбарс стар и мудр. Он владеет громадной и изобильной страной Миср, народ которой боготворит его, верен ему, готов к исполнению любого его повеления. У трона султана — девять эмиров, девять наиболее преданных ему людей. Девять соперников, от которых прежде всего можно ждать угрозы своей власти, своему могуществу, своей жизни, наконец.

Проверка преданности эмиров -едва ли не основное занятие Бейбарса ка протяжении всего фильма. Устраняя усомнившихся, убивая покусившихся ка его троя, мудрый султан неизбежно задается вопросом -почему же так устроен мир. Люди, стоящие у трона, все свои помыслы направляют на то, чтобы его занять. Человек, на троне восседающий, прибегает к бесчисленным уловкам и жестокостям, чтобы усидеть ка нем.

Размышляя, Бейбарс вспоминает всю свою трудную, полную опасных приключений жизнь. Жизнь удивительную…

Еще до того как начнется основное действие фильма, закадровый голос сообщит нам о том, что в большой казахской степи до сих пор живут предания об осиротевшем мальчике, проданном в рабство и ставшем султаном Египта. Создатели ленты предлагают свой вариант прочтения древних легенд.

Во всем изобильном великолепии оживет перед нами Древний Восток. Заиграют краски, засмеются черноглазые белозубые красавицы, продемонстрируют силу и удаль быстрые и ловкие воииы. И самый ловкий, самый быстрый среди них -отважный Бейбарс. Окруженный преданными друзьями, начнет он восхождение на низов рабства к вершинам неограниченной власти.

И всегда, на всех этапах этого блистательного восхождения, будет действовать незыблемый принцип: убей того, кто мешает тебе.

В случае Бейбарса все обстояло в высшей степени справедливо. Его противники неизменно оказывались людьми по всем статьям менее достойными, чем он — великий и могучий воин, мудрый полководец, умнейший и храбрейший государственный муж. Но именно в силу своего ума и таланта понял султан, что его случай — не правило, а всего лишь удачное исключение.

Чтобы окончательно убедиться в истинности своих догадок, повелел Бейбарс показать ему гробницу фараона, царствовавшего когда-то в Древнем Египте. То, что увидел там султан, подвигло его на удивительный поступок…

Вы, очевидно, думаете, что, увлекшись, я пересказал вам практически весь сюжет картины? Ошибаетесь. Я не сказал и десятой доли того, что предстоит вам увидеть в этом большом, строгом, красивом и мудром фильме. Но все же не сюжетные перипетии, как бы занятны они ни были, являются основным достоинством данной работы. Этим достоинством представляется мне удивительная современность в постановке извечной проблемы.

Человек и его место в Истории. Совпадают ли жизненное положение человека и значимость его фигуры с точки зрения Вечности?

Можно, конечно, не задумываться об этом. В конце концов, живем один раз и никогда не узнаем, что о нас скажут потомки. Тем более что большинство людей великими личностями не являются, да и не стремятся сделаться таковыми. Так нужен ли вообще весь этот разговор? Не лучше ли было бы соорудить эдакий экзотический боевичок на историческом материале — сутаны, кинжалы, измены, гаремы…

Нет, не лучше. Посмотрите, новую работу Булата Мансурова — сами убедитесь. Боевики — боевиками, История — Историей.

Be the first to comment

Leave a comment

Your email address will not be published.


*