Аляшэвицкая усадьба: дворцово-усадебная архитектура барокко (Беларусь)

аляшэвицкая

Первоначально регулярную симметрично-осевую двухрядную анфиладную планировку дворца, характерную для дворцово-усадебной архитектуры барокко, в XIX в. основательно изменили. Ряд парадных залов перегородили, увеличив таким образом количество жилых помещений. Согласно источникам, датированными до 1939 года, в среднем рызалице при входе находился огромный вестибюль с аднамаршавай лестницей в тыльной части. С правой стороны имелось две комнаты, созданные разделением большой квадратной залы. Левая сторона остался неизменным и был занят «голубым» салоном. Соответственно в тыльнан анфиладе располагалась огромная, вытянутая по поперечной оси бальный зал, выступавшая граненым эркером и первоначально занимала два этажа. С правой стороны к ней присоединялась библиотека, с левой — «розовый» салон. Оба освещались тремя окнами, выходившая на лоджии. «Голубой» и «розовый» салоны соединялись между собой поперечным округленным проходом, декорированы орнаментальной лепкой. Комнаты в боковых поперечных крыльях предназначались для жилья. Наибольший из них — обеденный зал — выступал на главном фасаде левом ризалитом. В него можно было попасть с обеих салонов. Этому помещению, а также кабинету хозяина из паркового стороны соответствовали крэдэнс и гостиная. Права ризалит занимала огромная спальня и несколько комнат для обслуживающего персонала.

На втором этаже посередине дворца находились лестничная клетка и три малые узкие комнатки над вестибюлем. Два боковые из них — гостиные, средний с окном-дверью являлся проходом от лестницы на балкон. Лестница вела также в овальную часовню над бальной залом. Два огромные комнаты на верхнем этаже правого и левого крыльев выполняли роль гостиных.

Комнаты дворца были обиты обоями. Их цветом, в частности, обусловлен названия двух парадных салонов — «голубого» и «розового». Пол парадных апартаментов вложено узорчатыми паркетом, набранным из разнатонавага дуба — от светлых до темных оттенков. По углам стояли белакафляныя печки XIX в. Ряд парадных и жилых помещений отапливался мраморными каминами с барельефами. Потолочные софиты, украшенные лепкой с мотивами акантавага листьев и виноградной лозы, опирались на фигурные кронштейны. С лепных розеток висели бронзовые люстры. Бальный зал освещалась еще и настенными хрустальными бра.

Помещения были обставлены мебелью первой половины XIX в., Обитой в тон обоев. Среди ее выделялись несколько древних столиков красного дерева с разноцветным мраморным маркетри, секрэтэрав и люстр в разных рамах. Бронзовые канделябры и часы, две вазы на подставках, фигурки саксонской фарфоро, два огромные персидские ковры на полу салонов дополняли оборудование дворцовых интерьеров.

Особую ценность представляла коллекция живописи — более ста картин преимущественно итальянских мастеров, в том числе картины религиозного содержания в часовне. Собрал ее в основном Константин Незабытовский во время своих путешествий по Италии. Владелец усадьбы был не только любителям искусства. Он имел также богатую библиотеку в несколько тысяч томов. К сожалению, мебель в стиле ампир и множество картин, которые уцелели в революционное лихолетье, в 1939 год погибли.

Be the first to comment

Leave a comment

Your email address will not be published.


*