Актриса Лия Ахеджакова.

bigi4f9420446545e

Одна из наших творческих встреч состоялась в фильме „Служебный роман”, который снимался сразу же вслед за „Иронией судьбы”. Здесь Лия Меджидовна сыграла роль секретарши Верочки, молодой современной женщины, „законодательницы мод”, особы с абсолютным комплексом полноценности, ощущающей себя подарком для мужчины. Сочетание занятной внешности актрисы и свойственного Ахеджаковой комплекса неполноценности в жизни со сценарным материалом создало, как мне кажется, определенный комедийный эффект. В этом случае личные психофизические качества исполнительницы не совпадали с написанной ролью. Здесь актриса как бы не вписывалась в роль, но это кажущееся несовпадение обогащало персонаж, создавало контрапункт, делало образ объемнее и стереоскопичнее. Вспомним хотя бы сцену, где секретарша Верочка дает урок своей начальнице — „мымре” (артистка Алиса Фрейндлих), какой походкой следует ходить, как надо одеваться, чтобы без промаха завлекать мужчин…

В сатирической комедии „Гараж” мы с Брагинским писали главную положительную роль Елены Малаевой специально для Лии Ахеджаковой. Я уже хорошо изучил характер артистки, ее особенности, то, в чем она наиболее сильна как исполнительница. Нам, драматургам, и мне, режиссеру, было бы неизмеримо легче, если бы поворот гаражного собрания от бесчестности к справедливости происходил бы под давлением эдакого супермена или суперменши. Но это было бы и более примитивно. А искусство не терпит накатанной дорожки. Мне казалось, что будет более интересно, если эту роль, бескомпромиссной, святой и вместе с тем сильной в своей слабости женщины сыграет Лия Ахеджакова. Грим и костюмы подчеркивали неказистость матери-одиночки. Ее старенький „Москвич” тоже подходил к затюканной жизнью маленькой пигалице. Но именно эта „шмакодявка”, как ее обзывают в фильме, несет в себе „бациллу совести” и поворачивает ход собрания, которое нам хотелось изобразить, как слепок с нашего общества. В этом случае от исполнительницы роли Малаевой требовались исключительные личные качества — искренность, застенчивость, одухотворенность, скромность и при этом внутренняя убежденность и сила. Уверен, что сыграть эти свойства натуры, не обладал ими в жизни, „притвориться” чистым человеком, не будучи им в действительности, невозможно. Мне кажется, что качества героини и артистки в фильме „Гараж” совпали абсолютно…

И, наконец, последняя наша совместная работа — трагикомедия „Небеса обетованные”. Здесь Ахеджаковой досталась роль опустившейся художницы, нищенки Анфимьи Степановны, а попросту, Фимы. В прошлом ее героиня жила в благополучной семье, окончила художественное училище, была женщиной явно не бесталанной.

Мне кажется, Ахеджакова создала очень объемный и, по-моему, свежий образ, не бытовавший до сих пор на нашем экране. Ее мастерство филигранно, а любовь к своей профессии — безгранична. Ей присущ редкий дар — она актриса, у которой получаются изумительные импровизации.

Be the first to comment

Leave a comment

Your email address will not be published.


*