Актриса Елена Коренева.

Актриса Елена Коренева

Актрису Елену Кореневу безусловной любимицей публики назвать трудно. Размежевание зрителей на тех, кто не смог принять ее редкий, оригинальный талант, и безусловных, верных поклонников произошло уже в 1974-м году — именно тогда вышел на экраны фильм „Романс о влюбленных”, роль Тани в котором стала ее кинематографическим дебютом. Одних привлекло, а других оттолкнуло сочетание детскости, хрупкости внешнего облика с умным, выразительным взглядом — точно так же, как притягивало и пугало сочетание предельной открытости в проявлении чувств с несомненной склонностью к рефлексии. Актриса легко преодолевала расстояние от безмятежного счастья к предельному отчаянию.

После „Романса о влюбленных” за Кореневой закрепилось своеобразное амплуа: „девочка-женщина”, и ей не раз пришлось доказывать в более поздних работах, что в ее исполнительской палитре, кроме ярких, резких красок для выражения полярных состояний, есть и пастельные тона и что она может интересно и виртуозно работать в самых разных жанрах.

Но, наверное, лучше, чем кто бы то ни было, об особенностях уникального актерского дарования Елены Кореневой могут рассказать режиссеры, у которых ей довелось сниматься.

Андрей Михалков-Кончаловский: „Всегда — предельная внутренняя органика… способность жить в приподнятом, восторженном, не реальном для нормальных людей ритме”.

Валерий Рубинчик: „Особенность Кореневой — отсутствие неких актерских приспособлений, с годами становящихся штампами. Для нее характерно абсолютное слияние с тем, что она играет”.

Валерий Рубинчик десять лет мечтал о работе с актрисой: она должна была исполнить главную женскую роль в фильме „Дикая охота короля Стаха”, но тогда Коренева, занятая в театре и на телевидении, была вынуждена отказаться от съемок. И вот — Лисистрата в экранизации комедии Аристофана, первом в истории советского кино обращении к античной драматургии.

Коренева, необходимая в фильмах-экспериментах, ломающих унылые жанровые и тематические границы нашего „безусловного” кинематографа, — в „Романсе о влюбленных”, в „Ярославне, королеве Франции” Игоря Масленникова и в фильме „Тот самый Мюнхгаузен” Марка Захарова, — как нельзя кстати оказалась и в чистом и строгом мире тургеневской прозы — в „Асе” Иосифа Хейфица. А еще — „Сибириада”, „Сентиментальный роман”, „Покровские ворота”, телевизионная версия „Цезаря и Клеопатры” Бернарда.

Театралы до сих пор помнят ее в спектаклях Анатолия Эфроса „Веранда в лесу”, „Месяц в деревне” и Валерия Фокина „И пойду… И пойду…”.

А потом… Потом актриса вышла замуж за американского профессора-слависта и уехала с ним. В США она изучала философию, учила языки, работала в датской кофейной и русском ресторане, снималась в эпизодах в фильмах Андрея Кончаловского „Возлюбленные Марии” и „Гомер и Эдди”, сыграла — и с успехом — на театральной сцене Соню в чеховском „Дяде Ване”.

Нашему кино и нашей сцене все эти годы Кореневой очень не хватало. И она вернулась. Вышли на экраны новые фильмы с ее участием: „Комедия о Лисистрате”, „Короткий день перед праздником” — режиссерский дебют Сергея Юрского, иронический детектив „Ловушка для одинокого мужчины” ее отца Алексея Коренева.

Be the first to comment

Leave a comment

Your email address will not be published.


*